Психология
20 февраля 2017

Тактичные учения

Основные правила субординации, эти пункты из старинного военного устава, известны как поговорки, афоризмы. Но не всегда «на гражданке», то есть в отдельно взятой компании, они работают одинаково.


Нижестоящий подчиняется вышестоящему. Но не повелевай, прежде чем не научишься повиноваться. Кому много дано, с того много и взыщется. Вассал моего вассала не мой вассал. Новая метла по-новому метет. Это главные аксиомы, на которых строится вся система деловой субординации.  

На ты или на вы?

Общепринятой нормой делового общения в России всегда было обращение на вы и по имени-отчеству. Но с приходом американских и европейских компаний на российском рынке все чаще стали появляться коллективы, где все друг друга называют по имени и на ты. Или как вариант – обращаются к руководителю по полному имени (без отчества) и на вы. Ваш офис – ваши правила. Но! Будьте готовы к тому, что, приехав на какую-то конференцию, бизнес-форум или семинар, правильным будет называть своих новых деловых знакомых на вы. Сталкиваясь с коллегами, партнерами или незнакомыми вам людьми в деловой среде, при первом общении всегда принято обращаться на вы. Человеку, равному с вами по должности, вы сами можете предложить перейти на ты. Но руководителю, безусловно, принадлежит право сделать этот шаг первым.


Общение руководитель – подчиненный как вечный принцип «отцы и дети» – тонкая грань, переходить которую или не стоит, или, если нужно по правилам компании, со стопроцентным соблюдением тех самых правил.

Если вы руководитель:

Ваш коллектив – это ваше отражение. Хотите, чтобы вам верили, вами гордились и вас уважали – верьте, гордитесь и уважайте своих сотрудников!

Даже если вы работаете со своими сотрудниками не первый год, всегда относитесь к ним с уважением. Фамильярность, как и злоупотребление властью, недопустимы ни при каких обстоятельствах!

Вежливость никто не отменял, не забывайте о ней, как бы высоко вы ни поднимались по карьерной лестнице. Краткость – сестра таланта, но она, безусловно, предполагает наличие «спасибо», «пожалуйста» и «добрый день».

Хвалите при всех, ругайте только один на один. Это закон. Только так и никак иначе.

Поддерживать и хвалить необходимо. Если вы считаете, что сотрудники и так должны хорошо работать, потому что вы им хорошо платите, рано или поздно они начнут работать хуже или уйдут к тому, кто будет ценить их заслуги и отмечать и поощрять не только материально.

Если вы кого-то уволили, стоит прояснить причину увольнения остальным сотрудникам. Иначе будьте готовы, что они додумают сами, и есть риск потерять кого-то, кого вы не планировали.

Команда всегда работает слаженно и с хорошими результатами, когда в ней дружественная атмосфера, но помните, что поддерживать правильный «градус» этой атмосферы – ваша задача. При этом, конечно, на работе надо работать. Поддерживайте интерес сотрудников к цели, и они будут двигаться к ней на нужной вам скорости.

Дружить или не дружить с подчиненными, решать вам. Но! Будьте готовы четко разделять вашу дружбу границей офиса. Даже если вы вместе бегаете по утрам и выпиваете по вечерам, в офисе вы руководитель и подчиненный. Только так вы сможете сохранить дружбу и не потерять друга и сотрудника.

Для меня всегда был важен принцип единоначалия – «Вассал моего вассала не мой вассал». Не прыгайте через голову подчиненных вам руководителей, не давайте распоряжений напрямую их сотрудникам, действуйте через своих прямых замов. Пусть они сами решают, кому из своих сотрудников поручать ваши задачи. Начните жить по этому правилу, и вы удивитесь, как увеличатся скорость и качество выполнения ваших заданий.


Если вы подчиненный:

Главный закон – правила и границы вашего общения с руководителем назначает руководитель.

Даже если руководитель проявляет к вам более теплые отношения, разрешает говорить ему ты и зовет вместе обедать – помните, что он по-прежнему ваш руководитель и в любой момент это теплое отношение может прекратиться.

Уважайте время руководителя и помните, что вы у него не один. Даже если ваша задача сверхважная (по вашему мнению), приоритеты расставляет он, и ему решать, какая из его задач по компании на сегодня сверхважная для него.

Иерархия предполагает равные позиции по уровням организационной структуры. Но помните, что важно уважать и поддерживать любого сотрудника компании. Сегодня он подчиненный вашего коллеги, а завтра может стать вашим непосредственным руководителем.

Боссы не любят, когда им говорят «нет». Примите это как правило. Просто не говорите «нет». Если вам что-то непонятно или вы не знаете, как это выполнить – лучше задайте дополнительные вопросы, напишите письмо или спросите коллег, но не стоит говорить «нет», просто поверьте.

Руководители ценят надежность и преданность, однако мало кто любит подхалимов и льстецов. Не теряйте своих принципов и оставайтесь самим собой, но руководитель должен быть уверен, что на вас всегда можно положиться.

И мой любимый принцип единоначалия. У вас есть руководитель, и решайте все рабочие вопросы с ним. Никогда не прыгайте через его голову и не ходите к его руководству, ничем хорошим это для вас не закончится.

Руководителям и подчиненным очень хочется напомнить золотое правило работы и жизни: «Во всем и всегда поступайте с другими так, как хотели бы, чтобы поступали с вами!»


Текст: Рыжикова Анна, коуч, бизнес-консультант vvdohnovenie.com

 


Читайте также:

Возврат к списку