Психология
11 июля 2019

Осторожно: профессиональное выгорание

Что делать с усталостью в конце рабочего дня, которая превратилась в привычку? Своим опытом поделились офисные сотрудники, а советами – практикующий психолог.

shutterstock_1138560338 930.jpg

Синдром профессионального выгорания ввел в психологию Герберт Фрейденбергер в 1974 году. Да, и в то время люди тоже были подвержены эмоциональному истощению. Как и тогда, сейчас этот синдром чаще всего появляется у сотрудников, которым приходится регулярно общаться с другими людьми, сопереживать, или у тех, кто выполняет работу с чувством большой ответственности. Синдром развивается в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций, отсутствия «разрядки» и ведет к эмоциональному и энергетическому истощению. 


Ольга Цветкова, дизайнер

С такой проблемой я столкнулась неожиданно, и, конечно, была не готова. В один день поняла, что собираюсь на нелюбимую работу, чтобы делать нелюбимые дела. Одной из причин происходящего было то, что наш отдел попал под сокращение. И задачи бывших коллег пришлось решать мне. Тогда-то я и почувствовала себя той самой белкой, которая в колесе. И каждый день для меня был продолжением предыдущего. Помню, как менеджер проекта вызвала меня на разговор. Она очень внимательно слушала меня, а потом спросила: «Тебе нравится твоя работа?» Я ответила, что нравилась бы, если не это, вот это и еще это. Тогда она поинтересовалась: «А что будет, если ты сегодня не сделаешь какую-либо задачу? Кому от этого станет плохо?» После этого дала мне по-настоящему дельный совет: не гнаться за быстрым выполнением задач, а каждую из них наполнить смыслом. Действительно, все задачи были такими, которые не нужно было выполнять срочно. То есть, если я сделаю их через неделю-другую, никто не заметит. И посмотрев на ситуацию трезво, я осознала, что сама загнала себя в какие-то рамки, спровоцировав то самое профессиональное выгорание. Сейчас понимаю, что главное его вовремя распознать и не проигнорировать.


Елена Савченко, аналитик

Работа с 9 до 6 отнимает у нас половину жизни. Обычно люди работают с 9 до 6, проводя 9 часов на работе, еще 2 часа многие тратят на поездку до работы и обратно, итого 11 часов в будни мы проживаем для работы. На себя у нас остается примерно 4 часа в будние дни и 16 часов – в выходные. Итого 55 часов на работе и 52 часа в неделю для себя. Примерно одинаково, но работа все же немного выигрывает.

На моей первой работе у меня было чувство, что меня хотят лишить крыльев. Я проработала там три с лишним года. Все это время убеждала себя, что работа стабильная, я получаю зарплату, с ней могу путешествовать и заниматься, чем захочу. «Сиди и не рыпайся» – таким был мой девиз. Я хочу сказать, это очень мудрый девиз для тогдашних моих 24 лет. Но конечно, наши юные души хотят всегда «чего-то большего», поэтому я чувствовала, что необходимо заняться саморазвитием и уйти из этого места. Это решение не было спонтанным, готовилась к нему долго. Я получила знания в новой области. И в скором времени перешла на другую работу. А выгорела через год. Меня стало раздражать и утомлять все происходящее. Я чувствовала, что насытилась новой работой до тошноты, что расти больше некуда. Когда выгорание съедает изнутри, важно принять решение окончательно и бесповоротно, со всеми его удобствами и неудобствами.

Тогда я решила просто сменить обстановку: попробовать то же самое, но в другом месте. Когда сменила компанию, то поняла, что попала в другое измерение: компания была очень крупной, моя зарплата резко выросла. Через время здесь у меня совсем пропало желание расти в моей области, потому что чем дальше в тот лес, тем я больше отдалялась от своих собственных желаний и фантазий. Как будто потеряла часть себя. Важно было то, что изначально я работала всегда только ради зарплаты и общего здоровья. Карьерный рост для меня важен только до того момента, когда это удобно и лишние силы не тратятся. Когда же меня начали потихоньку лишать личных удовольствий – например, отпуска в любое время, когда я захочу – решила не терпеть это, уволилась без промедления и без спасательной шлюпки в виде оффера в другой компании. Решиться на увольнение без перехода на другую работу – просто. Сложно потом жить с этим. Три месяца я была без работы. Близкие вроде бы понимали, но я чувствовала, что они не понимают и не поддерживают на самом деле. Живешь как на иголках, но стараешься не подавать виду. Через три месяца я нашла работу в той же области, но уже без энтузиазма и больших надежд. Теперь я знаю себе цену, но при этом не ожидаю большего. Я жду от работы только зарплату и отпуск, а еще придерживаюсь элементарного work-life balance. Еще важно, что во время рабочего дня я могу выкроить время для себя: неспешно выпить чашечку кофе, выйти на улицу, чтобы вдохнуть свежего воздуха. Иногда медитирую прям на рабочем месте, что повышает мою продуктивность и желание работать еще.


Светлана Ситник
психолог

Эмоциональное выгорание – бич нашего времени. А все от того, что все тяжелее становится соблюдать баланс между работой и личной жизнью. Задержки в офисе, работа в выходные дни все больше становится нормой. А зря, ведь не успевая восполнись ресурс, невозможно быть эффективным. Что делать? Отправляйтесь в настоящий отпуск: с приключениями, любимым морем, изумительной едой и тепло обнимающим солнцем. Также от выгорания спасет образование. Подумайте, чему бы вы хотели научиться, и отправляйтесь грызть гранит. Как давно вы танцевали? А пели или рисовали? Попробуйте впустить творчество в свою жизнь. Благодаря новым увлечениям вы поймете, что жизнь не ограничивается работой и домом. Не забывайте про спорт. Занятия спортом способствуют выработке гормонов радости. Уделяя тренировкам постоянное внимание, очень скоро вы заметите, как сил стало больше, а ощущение радости – постоянным.


Возврат к списку