| Друг ты мне или не друг?
Психология

Друг ты мне или не друг?

Полезна ли конкуренция внутри коллектива? Нужно ли создавать ее искусственно? Помогает ли она поднять выручку или только создает дополнительные проблемы? Коуч и бизнес-консультант Анна Рыжикова знает ответы на эти вопросы.


Среди прочих особенностей русского менталитета – стремление к сплоченности: нам свойственно идти плечо к плечу, быть «один за всех и все за одного» и, вообще, мы нация коллективная. Все вместе, дружно мы часто добиваемся больших результатов. В отличие, например, от американцев, которые создают конкуренцию внутри коллектива искусственно, сталкивают лбами сотрудников и таким образом нередко достигают суперуспеха.

Суммируя полученные знания и опыт в нашей стране и на Западе, смело могу сказать – все хорошо в меру. Конкуренцию внутри компании создавать можно и нужно. Главный вопрос: а как и при каких обстоятельствах?      

Главное – постепенно. Особенно, если в вашем коллективе давно и слаженно работает команда. Тогда любое неожиданное изменение мотивации или соревнование может повернуть ваш корабль так резко, что «непристегнутые пассажиры» попросту улетят за борт. В таком случае следует попробовать популярные виды внутрикорпоративной конкуренции – конкурсы либо соревнования индивидуальные или между отделами в одном лояльном департаменте. Именно при коллективной конкуренции большинства проблем, сопряженных с подобной встряской, можно избежать, а плюсы сработают.


Зачем это нужно?


  • Рост производительности. Даже если все работают хорошо и ровно, а организация нуждается в новом рывке, внутренняя конкуренция создаст этот рост и увеличит «хорошо» до «отлично».

  • Кадровый резерв, карьерный рост и естественный отбор. При внутренних конкурсах или соревнованиях у сотрудников есть возможность проявить себя, а у руководства выделить лучших и без дополнительных ассессментов повысить лучших и проститься с отстающими. Кстати, часто те, кто не хочет и не любит работать, в таких случаях отсеиваются сами.

  • Экономичная мотивационная модель. Если у организации пока нет возможности регулярно мотивировать и поощрять всех, то, создав конкурс или соревнования, можно поощрять победителей.
  • Банк идей и инноваций. Можно получить много новых идей, как улучшить результаты, и, возможно, открыть новые направления и пути развития.
  • Сплочение команды. В том случае, если соревнуются отделы, например, то проявляются признаки тимбилдинга. А следовательно, улучшается не только индивидуальный, но и общий результат.



Минусы тоже есть, или Где стелить соломку?


  •   На войне любые средства хороши. Но важно, чтобы борьба специалистов не переходила в борьбу личностей. Иначе все силы уйдут на выяснение отношений.
  • Исчезает наставничество, каждый сам за себя. Если конкуренция в компании только индивидуальная, то помощи и взаимовыручки в коллективе можно не ждать.
  •   Текучка кадров. Не все выдерживают конкуренцию, стрессы, давление.
  • Повышается конфликтность и общая напряженность. Возможны неконтролируемые вспышки, и должен быть кто-то, кто сможет это погасить.
  •   У самых успешных сотрудников результативность может снизиться, если они не смогут удержаться в гонке за выигрышем.

 


У вас все хорошо, если:


  • вы искренне радуетесь за коллегу, ставшего лучшим на неделе, и верите в то, что этот успех может быть и у вас;
  • вы ощущаете азарт и удовольствие от каждой ступеньки, приближающей вас к результату, в процессе игры вы узнаете много нового и повышаете свой профессионализм; 

  • вы понимаете, что цель не только выиграть; вы получаете удовольствие и от процесса, потому что любите свою работу и цените своих коллег;

  • как и у настоящих спортсменов, поражение – это дополнительный стимул тренировок; и вы, не останавливаясь, продолжаете увеличивать свои результаты и находить новые способы стать лучшими.

           


У вас все не очень, если:


  • каждое утро вы не хотите идти на работу;

  • когда вы пришли – каждый день как последний, умру, но сделаю больше всех;

  • вы не доверяете коллегам и помогать никому не собираетесь – зуб за зуб, глаз за глаз;

  • как только вы узнаете, что коллега сделал больше, вы начинаете его недолюбливать;

  • уже к среде вы мечтаете о пятнице и чувствуете себя уставшим и выжатым;

  • вам сложно назвать цели и задачи компании, но вы легко можете ответить на вопрос, сколько нужно продать/сделать на этой неделе.



Какие «лекарства» от этого помогают?


  • прежде всего поймите настоящую причину. Если это несчастная любовь или физическое недомогание, корпоративная конкуренция точно ни при чем;
  • постарайтесь не вступать в конфронтацию, избегайте конфликтов, держите себя в руках – нервные клетки не восстанавливаются и криком точно еще ни одна проблема не решалась;

  • не держите в себе накопившиеся мысли: поговорите с руководителем или с коллегами – если чувствуете, что не сможете сдержать эмоции, изложите, что вам мешает выполнить задание и – в идеале – ваши предложения, как изменить ситуацию, в письме;

  • напишите для себя пять – семь плюсов конкуренции на работе, это лучший способ найти для себя то, ради чего вы начнете работать и получать удовольствие.


Читайте также:

Возврат к списку

Партнеры