| С чем сталкиваются начинающие бизнеследи?
Мотивация

С чем сталкиваются начинающие бизнеследи?

Как показывают различные рекрутинговые опросы, сегодня о своем бизнесе мечтают порядка 80% офисных клерков. Какую долю из этого числа составляют женщины – неизвестно, но практика показывает, что немало. В интервью OFM Эльнара Суляева, руководитель проекта по развитию предпринимательства «ПРО Женщин» рассказывает о том, как можно избежать проблем в начале карьеры бизнесвуман

Mülakat-Bize-Sormak-İstediğiniz-Bir-Soru-Var-Mı-1000x440.jpg

OFM: Эльнара, давайте для начала перечислим проблемы, с которыми, по вашему мнению, сталкиваются начинающие предпринимательницы.

Эльнара Суляева: Предпринимательство – это, в первую очередь, решение взять на себя ответственность за реализацию какого-либо проекта. Нежелание или страх принятия ответственности убивает стартапы уже на уровне идеи. Важную роль, конечно, играют личные качества человека, такие как сила характера, воля к достижению результатов и др.

Вторая проблема – это нехватка знаний и опыта. Зачастую женщины в предпринимательство попадают имея опыт работы по найму, в корпорациях, а идея создания бизнеса возникает из хобби. Поэтому не всегда есть полное понимание структуры бизнеса, а также экспертиза в сегментированных темах, таких как юриспруденция, маркетинг, продажи. Часто задаваемые вопросы от начинающих предпринимательниц сводятся к следующему списку:

  • продвижение продуктов и услуг в социальных сетях Эльнара Суляева.JPG
  • бизнес-планирование
  • организационная форма
  • процесс регистрации

Третья проблема – это финансовая поддержка, источники финансирования, а вместе с тем и вопросы, например, об использовании банковского кредита или привлечения инвестиций. Однако здесь проблема кроется даже не в рыночном предложении, а, снова, в отсутствии достаточных знаний для принятия решения о том, какие источники необходимо привлекать, какие условия являются приемлемыми и какие риски следует учитывать.

Четвертая проблема – отсутствие поддержки близких. Стереотип о том, что женщина - хранительница очага и бизнес не ее стихия, все еще дает о себе знать. В большинстве случаев, женщина осознанно готова работать «на себя», в возрасте от 25 до 35 лет, когда уже есть понимание того, чем интересно заниматься, в какой области развиваться и есть некий практический опыт. Но, как правило, в этом возрасте уже есть семья. Часто случается так, что, либо муж против самостоятельности и независимости супруги, либо родители опираются на собственный опыт и наставляют держаться стабильности на корпоративной работе. Особенно остро отсутствие поддержки родителей ощущается у одиноких мам, которым, по распространенной логике, необходимо детей на ноги ставить, а не рисковать бюджетом ради бизнеса.                                                         Эльнара Суляева                                                                                                                                                                                                                                        

OFM: Как поступать в ситуации, если нет поддержки родных и близких?

Э.С.: Согласно индексу предпринимательской активности женщин – WBI (Women Business Index), представленный в 2016 году организацией «ОПОРА РОССИИ» совместно с Агентством Стратегических Инициатив, ключевым фактором принятия решения о создании собственного бизнеса для 15% опрошенных женщин, которые еще не начали собственный бизнес, является поддержка близких. На практике этот показатель оказался почти в два раза больше: 27% опрошенных женщин, уже занимающихся предпринимательской деятельностью, сказали, что во многом полагались на поддержку семьи и друзей. Существует мнение о том, что женщины склонны к принятию осторожных или консервативных решений. Кроме того, важным элементом для женщины является сохранение «work-life» баланса, очерчивание границ между ролями жены, матери и предпринимателя. Соответственно, следует сделать вывод о том, что так или иначе, поддержка родных и близких, а также их мнение оказывает значимое влияние на развитие женского бизнеса.

Однако, отсутствие поддержки в силу ряда причин – это не повод сдаваться и отказываться от поставленной цели. В мире давно получили популярность «peer to peer group» и «self-help-group», что в первом случае означает группа равных, а во втором – группа взаимопомощи. Смысл подобных групп в том, что в составе от 6 до 12 человек, участники обмениваются опытом, знаниями, находят ответы на вопросы, а в некоторых случаях финансово поддерживают друг друга. Система модерации таких групп варьируется от специально обученных модераторов, до самих же участников. Подобная методика используется, как для развития бизнеса, причем на всех его этапах, так и для личного развития. Согласно международным исследованиям, владельцы бизнесов, которые обсуждают и прорабатывают регулярно в группах свои бизнес-кейсы, развивают проект в три раза быстрее, чем их конкуренты.                                                                                                                                                                                                                                                                        

В России уже существует практика таких групп и согласно опросу, который проводился после завершения шестимесячного курса программы, 81% участниц ответили, что будут продолжать групповую работу. Исходя из полученного опыта, можно сделать вывод, что люди готовы делиться и поддерживать друг друга, тем более в среде единомышленников со схожими ценностями, с людьми с которыми им по пути к цели.

OFM: А если совсем нет знаний в сфере предпринимательства?

Э.С.: Учитывая возможности, которые несет информационное пространство, очевидно, что при желании можно найти необходимое количество информации о создании и ведении бизнеса. Другое дело, в этом потоке не «захлебнуться» и суметь найти максимально полезную и качественную информацию. Таким образом, самостоятельный поиск информации на просторах рунета, в книгах, статьях или иных источниках требует времени, сортировку, тщательную проработку и тем более апробацию.

Второй способ – пойти на курсы или специализированные программы. Стоимость подобных курсов или программ варьируется от нескольких тысяч до миллиона рублей. Плюсом подобных программ является проработанная методология, учет специфики аудитории и подбор наиболее актуального материла.

Третий способ – это работа в группах и c наставником. Предпринимательству нельзя научиться, опираясь лишь на теорию, важно получать практический опыт и обратную связь от компетентного человека. Данный способ отличается от курсов или специализированных программ, тем, что он содержит не одностороннее вещание, а, напротив, взаимный обмен знаниями. Что касается групповой работы, имея схожие цели и трек развития, люди вместе идут к достижению личного результата, при этом каждый из участников группы имеет определенный опыт и знания, что целостно позволяет выстроить картину компетенций. Это, как разделить пирог на равные части. Групповая работа – это автономная форма взаимодействия людей, в которой участники сами могут устанавливать правила, в том числе и сумму организационного сбора. Наставничество – способ взаимодействия между двумя людьми – наставник и наставляемый. В отличие от коучинга, оно не предполагает оплаты, потому что наставники – это люди, которые хотят отдавать накопленный опыт, достигнув определенного уровня в бизнесе и саморазвитии.

Наиболее эффективным методом является собственная практика в совокупности с тремя вышеперечисленными способами получения знаний. Это заметно ускорит развитие бизнес-проекта и, что не мало важно, самой личности предпринимателя.

shutterstock_251381782.jpg

OFM: Как адекватно оценивать свои возможности и амбиции?

Э.С.: Во-первых, необходимо понять действительно ли вы занимаетесь тем, что вам по душе?

Случается такое, что предпринимательский ум хватает все подряд и готов реализовывать даже те проекты, что вам не особо интересны на самом деле.

Вспомните, удавалось ли вам довести до конца какое-нибудь интересное, важное и сложное дело от идеи до конечного, осязаемого результата? Если вас ждал успех и двигались вы к нему с энтузиазмом, неутомимой энергией, преисполненные завершить работу и получить результат – то да, вы определенно обладаете предпринимательской жилкой.

Если вы не хотите зависеть от других, принимать на себя риски, которые не контролируете, а готовы ими управлять – идите в бизнес. Бизнес – как пинг-понг: через какое-то количество повторений обязательно станешь профессионалом.

Что касается возможностей, то как я уже писала в предыдущем пункте, их масса. Самое главное – это определиться с тем, что интересно, принять решение и действовать. «Путь в тысячу ли начинается с первого шага», Лао Цзы

OFM: Есть ли какое-то руководство к действию для женщин: как избежать ошибок при построении бизнеса?

Э.С.: Избежать ошибки при построении бизнеса невозможно, также как ребенку необходимо много раз упасть и набить шишек, прежде чем научиться ходить, и даже в зрелом возрасте мы можем оступиться, поскользнуться и сесть в лужу. Собственные ошибки – это хорошая школа, конечно, если их не оставлять без внимания и учитывать в дальнейшей работе. Но, можно заметно сократить их количество, ведь всегда лучше учиться на чужих ошибках. Здесь, важно отметить, роль групповой работы и наставничества. При работе с наставником или в группе важно слышать и делиться не только своими достижениями, но и неудачным опытом. На Западе и, уже в России, становятся популярны мероприятия, где бизнесмены говорят не о своих успехах, а своих провалах.

shutterstock_511832515.jpg

OFM: Самые частые вопросы у тех, кто только начинает свой бизнес - где брать стартовый капитал? Где найти локацию для бизнеса, где и как найти партнеров?

Э.С.: Источники стартового капитала, необходимые для начала бизнеса, что у мужчины, что у женщины одни и те же: кредит, инвестиции, личные средства, программы поддержки, фонды. В России существует довольно много вариантов развития собственного проекта. К примеру, федеральная программа «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства» в каждом регионе, в рамках которой осуществляется материальная и методологическая поддержка предпринимателей. Что касается инвестиций, то на просторах интернета существуют крупные платформы для поиска инвестора, где, размещая ваш проект, вы имеете возможность привлечь капитал.

Что касается территориального размещения вашего бизнеса, тут все строго индивидуально. Необходимо провести анализ целевой аудитории и ее локализации, объем производства и логистику продукта до покупателя. Также при выборе помещения необходимо учитывать специфику производства относительно законодательных ограничений. Существуют различные виды бизнеса, которые позволяют вести дела не выходя из дома. Это не требует дополнительных затрат на аренду помещения и до нуля сокращает затраты времени на дорогу. Однако, подобная локация может ограничить предпринимателя в плане выбора сферы деятельности и объема производства. Нужно быть готовым к увеличению объема производства или штата, который нужно будет где-то размещать. Варианты необходимо рассматривать исходя из вашей бизнес-стратегии.

И тут следует обратить внимание на набирающий популярность тренд коворкинга - специально подготовленного помещения, где работают несколько разных предпринимателей, объединенных одним типом бизнеса. Например, начинающий дизайнер одежды имеет возможность недорого снять отдельную комнату или часть комнаты, оборудованную всем необходимым для такой деятельности. Рядом с ним будут работать такие же фрилансеры, как и он.

В поиске партнеров очень эффективно принимать участие в выставках и форумах посвященных вашей деятельности или релевантных потребностям бизнеса. Ваши потенциальные партнеры зачастую сами вас ищут. Порой встреча с нужным вам человеком напрямую, в разы увеличивает шансы на плодотворное сотрудничество.



Читайте также:

Возврат к списку

Партнеры