События
31 мая 2018

Выставка «Импрессионизм в авангарде»

Когда: 31 мая — 19 сентября 2018 года

Где: Музей русского импрессионизма

Наталия Гончарова_Сирень.1906_Нижегородский государственный художественный музей.jpg

Наталия Гончарова «Сирень»1906


С 31 мая по 19 сентября Музей русского импрессионизма представит выставку «ИМПРЕССИОНИЗМ В АВАНГАРДЕ», куда войдет более 60 импрессионистических работ русских авангардистов из 14 государственных музеев и 17 частных собраний. Среди них Михаил Ларионов, Роберт Фальк, Казимир Малевич, Алексей Явленский, Наталья Гончарова, Петр Кончаловский, Аристарх Лентулов, Александра Экстер, Надежда Удальцова, Антонина Софронова, Ольга Розанова и многие другие.


Интересное:

В 1928 году изобретатель супрематизма Казимир Малевич готовился к ретроспективной выставке своих работ в Государственной Третьяковской галерее. Однако художник столкнулся с тем, что часть его ранних импрессионистических работ осталась в Германии на Большой берлинской художественной выставке. Несмотря на то, что минуло почти 30 лет, Малевич принял смелое решение написать эти картины заново и присвоить им ранние даты — потому что не мыслил без импрессионизма эволюцию в искусстве. Эта мистификация Малевича была раскрыта лишь много десятилетий спустя.


Цель выставки — показать, что российский авангард начала XX века, прославивший русское искусство на весь мир, был бы невозможен без импрессионизма. Представленные работы продемонстрируют, как влияние живописи французских импрессионистов и постимпрессионистов стало трамплином для перехода к ярким революционным открытиям Михаила Ларионова, Натальи Гончаровой, Казимира Малевича, Петра Кончаловского, Роберта Фалька и многих других.

Два этажа экспозиции приятно удивят посетителей и раскроют малоизвестные аспекты творчества мастеров русского авангарда. Так, за натюрмортом с нежной «Сиренью» (1906 г.) Гончаровой будет трудно узнать позднейшие кубистические композиции, ставшие хрестоматийными примерами творчества мастера. Тонкие и лиричные пейзажные зарисовки Давида Бурлюка расскажут о ранних экспериментах «отца русского футуризма» в стилистике французских импрессионистов.

На выставке впервые будет экспонироваться произведение Михаила Ларионова «Прогулка», написанное в 1907 году и являющееся примером раннего импрессионистического периода художника. Картина находилась в личном собрании Ларионова до его эмиграции во Францию в 1915 году. Полотно было сохранено в семье сына знаменитого архитектора Федора Шехтеля Льва Жегина (Шехтеля), который был дружен с художником.


Важной частью работы выставки станет первая международная конференция «Импрессионизм в авангарде». В течение двух дней, 7 и 8 июня, в пространстве Музея специалисты со всего мира обсудят влияние импрессионизма и постимпрессионизма на мастеров русского авангарда, его освоение и отражение в русском искусстве как в период, предшествующий радикальным авангардным экспериментам начала XX века, так и во время формирования советского модернизма в 20–30-е годы. Посещение выступлений спикеров и круглых столов будет доступно как для профессионального сообщества, так и для гостей Музея по предварительной регистрации.

В тематических секциях выступят:

●       Элисон Хилтон, профессор истории искусства Университета Джорджтаун в Вашингтоне. Автор работы «The Impressionist vision in Russia and Eastern Europe»;

●       Наталья Мюррей, искусствовед, куратор, профессор Института искусства Курто в Лондоне. Куратор выставки «Революция: русское искусство 1917–1932 годов» в Королевской академии художеств в Лондоне;

●       Джон Боулт, искусствовед, создатель и директор Института современной русской культуры при Университете Южной Калифорнии. Автор книг «Амазонки авангарда», «Филонов. Аналитическое искусство», «Многогранный мир Кандинского»;

●       Ирина Карасик, ведущий научный сотрудник Государственного Русского музея. Автор книги «Приключения „Черного квадрата“»;

●       Занфира Девятьярова, главный научный сотрудник Омского областного музея изобразительных искусств им. М.А. Врубеля и автор-составитель научного каталога его живописной коллекции;

●       Ирина Вакар, старший научный сотрудник отдела живописи первой половины ХХ века Государственной Третьяковской галереи. Автор книг «Казимир Малевич. Черный квадрат», «Борис Григорьев» (каталог персональной выставки);

●       Елена Якимович, историк фотографии и куратор.

Модераторами обсуждений выступят:

●       Илья Доронченков, кандидат искусствоведения, декан факультета истории искусств Европейского университета в Санкт-Петербурге;

●       Константин Плотников, искусствовед, кандидат филологических наук.

В рамках параллельной программы конференции британский арт-дилер и галерист Джеймс Баттервик прочтет лекцию о подделках в русском авангарде.


К выставке будет издан иллюстрированный каталог, где будут представлены не только импрессионистические работы мастеров русского авангарда, но и ранее не публиковавшиеся тексты авангардистов.


Возврат к списку